Резолюция

Международной научно-практической конференции "Комплекс поддержки мероприятий экономики замкнутого цикла и адаптации к изменениям климата в сфере строительства и ЖКХ в условиях технологического перехода"

СИНЕРГИРУЕМ ЭКОЛОГИЮ И ЭКОНОМИКУ ВМЕСТЕ..
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы, которые затрагиваются в данном документе.
На пленарном заседании с повесткой дня: «Формирование системного перехода на ЭЗЦ в сфере строительства и ЖКХ в условиях технологического перехода», с участием представителей Комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам ООО «Деловая Россия», Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, коммерческих и некоммерческих, научных и образовательных организаций, на обсуждение поставлены вопросы:

  • Федеральный проект «Экономика замкнутого цикла» национального проекта «Экологическое благополучие» и переход на экономику замкнутого цикла в сфере строительства и ЖКХ;
  • паспорт отраслевой программы «Применение вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2022 – 2030 годы» в части вовлечения отходов, образующихся при строительстве объектов капитального строительства, транспортной инфраструктуры и сетей инженерно-технологического обеспечения их реконструкции, капитального ремонта, сноса, а также отходов, образующихся при функционировании объектов жилищно-коммунального хозяйства, и отходов иных отраслей в экономический оборот на период до 2030 года (утверждён Правительством Российской Федерации от 10.10.2022 № 11795п-П11) законопроект № 784334-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»;
  • разработка субъектами Российской Федерации региональных программ по переходу на экономику замкнутого цикла;
  • цифровые технологии как фактор устойчивого перехода на экономику замкнутого цикла в сфере строительства и ЖКХ;
  • актуальные вопросы подготовки кадров для сферы «зелёного» строительства, умного сноса и демонтажа;
Вышеназванные вопросы в рамках повестки пленарного заседания обсуждались с целью содействия успешному переходу на экономику замкнутого цикла в сфере строительства и ЖКХ в Российской Федерации, в том числе и федеральному проекту «Экономика замкнутого цикла», реализуемого в рамках Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» и национального проекта «Экологическое благополучие».
АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование экономики замкнутого цикла к 2030 году. Национальная цель развития Российской Федерации.
Целью проекта является формирование экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100% объема ежегодно образуемых твёрдых коммунальных отходов, захоронение не более чем 50% таких отходов и вовлечение в хозяйственных оборот не менее чем 25% отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья.
Для достижения цели федеральным проектом поставлены задачи:

  • увеличение доли обрабатываемых твёрдых коммунальных отходов до 100% к 2030 году;
  • увеличение доли утилизируемых твердых коммунальных отходов до 50% к 2030 году;
  • сокращение доли захораниваемых твердых коммунальных отходов до 50% к 2030 году;
  • увеличение индекса использования вторичных ресурсов и сырья из отходов до 25% к 2030 году формирование экологической политики в субъектах Российской Федерации по переходу на экономику замкнутого цикла путем принятия региональных программ по переходу на экономику замкнутого цикла в каждом субъекте Российской Федерации
На реализацию федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» из федерального бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 6 218,0 млн. рублей (по состоянию на 22.10.2024).
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕМАТИКИ
переход Российской федерации на экономику замкнутого цикла, опираясь на успешный опыт дружественных стран.
Важность перехода на экономику замкнутого цикла обозначена в Российской Федерации на самом высоком уровне. В ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал необходимость перехода на экономику замкнутого цикла.
В 2021 году распоряжением от 6 октября 2021 года № 2861-р Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным утвержден перечень инициатив социально-экономического развития 3 Российской Федерации до 2030 года, среди которых – инициатива «Экономика замкнутого цикла».
С 2022 года данная инициатива реализуется в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла», не входящего в состав национального проекта «Экология».
В 2022 году Минприроды России, Минстроем России и ППК «Российский экологический оператор» разработан паспорт отраслевой программы «Применение вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2022 – 2030 годы» в части вовлечения отходов, образующихся при строительстве объектов капитального строительства, транспортной инфраструктуры и сетей инженерно-технологического обеспечения их реконструкции, капитального ремонта, сноса, а также отходов, образующихся при функционировании объектов жилищно-коммунального хозяйства, и отходов иных отраслей в экономический оборот на период до 2030 года (утвержден Правительством Российской Федерации от 10.10.2022 № 11795п-П11).
07 мая 2025 года Указом Президента Российской Федерации № 309 утверждена Национальная цель развития Российской Федерации – достижение экологического благополучия, в рамках которой предусмотрено формирование экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100% объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не более чем 50% таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее чем 25% отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья.
Для реализации Национальной цели развития Российской Федерации с 01 января 2025 года начал реализацию новый национальный проект «Экологическое благополучие», в состав которого вошел федеральный проект «Экономика замкнутого цикла».
Федеральный проект «Экономика замкнутого цикла» объединил себе реализующиеся с 2019 года федеральные проекты «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» и «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности», а также инициативу социально-экономического развития «Экономика замкнутого цикла».
Ключевыми событиями в сфере обращения с отходами строительства и ЖКХ в рамках реализации федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» являются:

  • ежегодная актуализация отраслевой программы по вовлечению вторичных ресурсов и сырья из отходов сфере строительства и ЖКХ;
  • утверждение законопроекта № 784334-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»;
  • разработка всеми субъектами Российской Федерации региональных программ по переходу на экономику замкнутого цикла.
Отрасли строительства и ЖКХ являются базовыми для экономики, от темпов строительства зависит развитие и остальных отраслей. Одновременно с этим, нужно контролировать утилизацию строительных отходов со строительных площадок.
Для этой сферы требуется разработка и внедрение новых законодательных актов по сокращению образования отходов и их повторному использованию. Однако пока не выработана законодательной базы по таким отходам. Соответствующие законопроекты разрабатывают правительство Москвы, Минприроды, сенаторы и депутаты.
Переход на экономику замкнутого цикла в строительстве и ЖКХ должен затрагивать всех субъектов - от строительных компаний до конечных потребителей. Нужно повышать осведомленность о важности разделения отходов, переработки и вторичного использования материалов.
Кроме того, переход к экономике замкнутого цикла должен затронуть и образовательную сферу. Требуются новые квалификации для работников, связанных с переработкой и повторным использованием ресурсов. Развитие «зеленых» технологий в строительстве и ЖКХ создаст рабочие места, но потребует модернизации образовательных и профессиональных стандартов.
ПРОБЛЕМЫ И БАРЬЕРЫ
нехватка данных, отсутствия системности, задвоение процессов раздельного накопления ТКО и неэффективный менеджмент.
Отсутствие достоверных данных о массе образования ТКО (исполнение поручения Президента Российской Федерации № Пр-1364, пункт 3 подпункт «а» пункт 1, в рамках которого необходимо синхронизировать данные во всех отчетных документах в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами).
В сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее – ТКО) в Российской Федерации применяются две формы отчётности:

  • форма федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления», утверждённая приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 (далее – 2-ТП);
  • государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – ЭБ), в которой предоставляются отчёты о ходе реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с твёрдыми коммунальными отходами».
Обращаем внимание, что даже если верхнеуровнево в целом по Российской Федерации масса образования ТКО по форме 2-тп (отходы) и через федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО» пришла к единой цифре, то по субъектам Российской Федерации разница по данным сохраняется.
От массы образования ТКО зависит мощность производств по обработке, утилизации и захоронению ТКО, необходимая субъекту РФ для достижения Национальной цели развития Российской Федерации:

  • 100% обработка ТКО;
  • 50% утилизация ТКО;
  • 50% захоронение ТКО.
От понимания массы образования ТКО, а также от понимания мощности производств по обращению с ТКО зависят следующие факторы:

  • бюджет и инвестиции: и субъекту Российской Федерации, и инвесторам необходимо понимать объём бюджетных средств, которые необходимо выделить из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также объём внебюджетных средств, которые необходимо привлечь в регион;
  • рабочие места и социальная сфера. Каждое предприятие, открытое на территории субъекта Российской Федерации, даёт рабочие места и социальные гарантии сотрудникам – жителям региона.
Развитие системы раздельного накопления ТКО.
По логике системы обращения с ТКО, схема движения ТКО должна выглядеть следующим образом:

  • Раздельное накопление ТКО — обработка ТКО — утилизация ТКО.
В результате раздельного накопления ТКО, отходы должны разделяться на 2 большие группы:

  • пригодные для дальнейшей утилизации
  • неутилизируемые.
Основной задачей предприятий по обработке отходов является их полная качественная подготовка к дальнейшей утилизации.
Утилизация отходов (то есть, процесс превращения отходов в продукцию) – это основной этап экономики замкнутого цикла, с одной стороны, позволяющий вернуть отходы в хозяйственный оборот, а с другой стороны именно этот этап позволяет уменьшить, сократить полигонное захоронение отходов.
При этом, как видно из данной схемы и из логики системы обращения с ТКО, от качества раздельного сбора отходов и от качества работы предприятий по обработке ТКО полностью зависит работа предприятий по утилизации ТКО.
Что мы видим на практике? Функция раздельного накопления ТКО возложена на граждан Российской Федерации. Для того, чтобы раздельное накопление могло осуществляться, необходимо организовать и обеспечить решение 2-х взаимосвязанных задач:

  • обеспечить все субъекты Российской Федерации достаточным количеством контейнеров для раздельного сбора отходов, исходя из численности населения региона;
  • провести достаточную информационную кампанию, которая бы побудила население заниматься раздельным сбором ТКО.
По вопросу обеспечения субъектами Российской Федерации достаточным количеством контейнеров. Минприроды России на протяжении 2-х лет в 2021 и в 2022 годах обеспечивало поддержку регионов и предоставляло субсидии на закупку контейнеров в размере 2,5 млрд рублей.
За два года в регионах появилось больше 154 000 новых контейнеров, из них 30 000 были закуплены в учреждениях уголовно-исправительной системы. Несмотря на это, внедрение системы РНО развиваются слабо. Хотя 61,34% населения якобы охвачено раздельным накоплением, на деле только 8,3% контейнеров для ТКО предназначены для раздельного сбора.
Более глобальная и критическая проблема заключается в информировании населения и в проведении информационнопросветительской кампании. Данная задача реализуется силами ППК «Российский экологический оператор». На информационно-просветительскую кампанию выделяются средства федерального бюджета, но по оценкам ВЦИОМ, результаты данной работы неудовлетворительны.
Проблема «задвоения» процесса раздельного накопления ТКО.
Принципиально неправильно накладывать на население обязанность по раздельному накоплению отходов. По информации, поступающей от предприятий по обработке отходов, качество поступающих отходов, так называемый «входящий поток» - неудовлетворительное. Предприятия по обработке отходов сортирует отходы на те самые вторичные ресурсы, которые пригодные для дальнейшей утилизации, и неутилизируемые отходы.
Таким образом, происходит дублирование разделения отходов на 2 группы по пригодности к утилизации: сначала этим вопросом должно заниматься население, а затем этим же занимаются предприятия по обработке.
Одновременно с этим, проблему дублирования разделения отходов пытались решить на уровне Правительства Российской Федерации.
Пунктом 15 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1657) установлено, что «не допускается принимать на объекты утилизации твердых коммунальных отходов твердые коммунальные отходы, не прошедшие обработку, за исключением твердых коммунальных отходов, сбор (накопление) которых осуществляется раздельно».
То есть, если население обеспечивает раздельное накопление ТКО, то данные отходы могут, минуя объект обработки, сразу попадать на объект по утилизации отходов.
К чему это привело на практике? Это привело к тому, что предприятия по утилизации ТКО стали ставить у себя на площадке ленту для обработки отходов. Это было вызвано тем 7 фактором, что качество раздельно накопленных отходов не позволяло их сразу утилизировать – сразу, то есть, минуя этап обработки.
Таким образом, после образования ТКО, не важно, раздельно они собраны или нет, отходы должны поступать на объект обработки.
Предприятия по обработке отходов работает за тариф, таким образом логично, что данные предприятия должны нести ответственность за качественную подготовку отходов к их дальнейшей утилизации.
Считаем целесообразным снять с населения данную задачу.
Проблема неэффективной работы предприятий по обработке ТКО.
От эффективности работы предприятий по обработке ТКО зависит сколько вторичных ресурсов попадет на предприятие по утилизации ТКО.
лько вторичных ресурсов попадет на предприятие по утилизации ТКО. Однако у предприятий по обработке ТКО не стоит задача максимального выбора вторичных ресурсов (полезных фракций) из общего потока поступающих ТКО.
В федеральном проекте «Комплексная система обращения с ТКО» есть показатель «Доля ТКО, направленных на обработку».
Данный целевой показатель применяется ко входящему, то есть поступающему на заводы по сортировке, объему ТКО. То есть, если на сами заводы поступило 100% ТКО, значит, цель исполнена.
При этом нет целевого показателя, который бы обеспечивал стабильную сортировку отходов на фракции по степени пригодности к утилизации. То есть, не урегулирован показатель, который бы отражал какой процент от входящего потока отходов необходимо передать предприятиям по утилизации.
Что мы видим на практике? Так как предприятие по обработке отходов стабильно получает доход из денег тарифа с одной стороны, и не обременено показателем по выборке полезных фракций с другой стороны, то отходы, поступающие на обработку, в большинстве своем отправляются в дальнейшем не на утилизацию, а на захоронение.
По данным субъектов при таких высоких значения показателей по обработке и захоронению отходов, практически вся масса отходов после обработки направляется на захоронение, в результате чего можно сделать вывод, что выбираемые на сортировке ВМР в результате деятельности мусоросортировочных комплексов субъекта направляются на захоронение, в том числе полезные фракции, а так же отходы, входящие в перечень отходов, захоронение которых запрещено распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается».
К чему приводит данная ситуация? Основные предприятия, которые страдают от неэффективной системы раздельного накопления и обработки ТКО – это предприятия по утилизации отходов.
Прослеживается прямая, линейная зависимость – чем больше полезных фракций поступит на утилизацию, тем выше будет процент утилизации отходов.
Однако, именно деятельность по утилизации отходов (кроме энергетической утилизации) не относится к тарифицируемому виду деятельности. То есть, доход предприятий по утилизации зависит от объемов выпускаемой продукции, а, соответственно, от объемов поступающего на предприятие сырья (отходов).
Сложившаяся ситуация приводит к тому, что за полезными фракциями отходов началась самая настоящая «охота». Она начинается еще на этапе раздельного накопления отходов, когда за определенную плату сотрудники коммунального хозяйства (например, дворники) специально выбирают полезные фракции из контейнеров, а потом отдают их напрямую утилизаторам.
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И БАРЬЕРОВ
Единый центр принятия решения по ЭзциЭ, экопросвещение, экообразование, разработка региональных программ и т.д.
Необходимость доработки основных понятий экономики замкнутого цикла «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье».
Участники Конференции отметили несовершенство законодательной базы в части сферы регулирования обращения со вторичными ресурсами и вторичным сырьем.
Согласно федеральному закону 268-ФЗ, вторичные ресурсы – отходы.
Согласно пояснениям Минприроды России вторичные ресурсы – отходы, их учёт необходимо осуществлять в форме 2-тп (отходы).
Таким образом, не ясна разница между отходом и вторичным ресурсом, образующимся в результате производственной деятельности МСК.
Сутью и основной целью деятельности мусоросортировочных станций является выбор максимально большего объема пригодных для дальнейшей утилизации фракций из общей массы образования твердых коммунальных отходов. В свою очередь, фракции, которые негодны для утилизации, попадают под понятие «хвосты» - это та масса (объем) твердых коммунальных отходов, которые направляются на полигонное захоронение.
Считаем целесообразным четко разграничить в нормативном правовом поле понятия «полезная фракция твердых коммунальных отходов» и «хвосты твердых коммунальных отходов».
Необходимость обеспечения утилизаторов стабильным потоком сырья (отходов) для обеспечения целевых показателей по утилизации ТКО.
  1. В территориальной схеме обращения с отходами указать пути следования потоков отходов от объектов обработки ТКО на объекты утилизации ТКО.
  2. Включить материальную утилизацию отходов в тарифицируемые виды деятельности (предусмотрев перераспределение высвобожденных средств от дифференциации тарифа обрабатывающих производств на предприятия по утилизации ТКО).
Необходимость обязательного включения процесса «обезвреживания» перед процессом захоронения твердых коммунальных отходов.
Включить в территориальную схему в обязательном порядке направление ТКО перед их захоронением на объекты обезвреживания ТК.
Необходимость создания на территории Единого центра принятия решений по переходу на экономику замкнутого цикла.
Поручить Центру компетенций по устойчивому развитию РЭУ им. Г.В. Плеханова направить в Правительство Российской Федерации предложение по созданию Единого центра принятия решений по переходу на экономику замкнутого цикла с указанием структуры, функций и полномочий указанного Центра.
Необходимость разработки региональных программ по переходу на экономику замкнутого цикла.
Поручить Центру компетенций по устойчивому развитию РЭУ им. Г.В. Плеханова направить в Правительство Российской Федерации предложение по организации выполнения научно-исследовательской работы по разработке типовой региональной программы по переходу субъектов Российской Федерации на экономику замкнутого цикла.
Необходимость создания системного подхода к экопросвещению и экообразованию по вопросам перехода на экономику замкнутого цикла.
Поручить Центру компетенций по устойчивому развитию РЭУ им. Г.В. Плеханова направить в Правительство Российской Федерации предложение по организации и проведению цикла курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по теме «Экономика замкнутого цикла» с выдачей дипломов установленного образца РЭУ им. Г.В. Плеханова.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
организации и их роль в их реализации.
1. Правительству Российской Федерации и профильным федеральным органам исполнительной власти поддержать инициативу участников конференции: о необходимости создания в Российской Федерации Единого федерального центра принятия решений по переходу на экономику замкнутого цикла, с созданием его представительств в каждом Федеральном округе Российской Федерации.
2. Министерству науки и высшего образования РФ, Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Министерству строительства и ЖКХ РФ поручить РЭУ имени Г.В. Плеханова разработать цикл качественных образовательных программ по переходу на ЭЗЦ для участников рынка.
3. Совету ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии разослать информацию о курсах в субъекты РФ и в заинтересованные организации.
4. Строительным компаниям, строящим университетские кампусы обучить сотрудников по специально разработанным образовательным программам по ЭЗЦ.
5. Министерству природных ресурсов и экологии РФ:
  • Поручить РЭУ имени Г.В. Плеханова разработать методические указания по разработке региональных программ по переходу на ЭЗЦ.
  • Поручить РЭУ имени Г.В. Плеханова совместно с ППК «Российский экологический оператор» провести серию обучающих семинаров для субъектов Российской Федерации по вопросам разработки региональных программ по переходу на экономику замкнутого цикла.
6. Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Министерству строительства и ЖКХ РФ:
  • привлечь РЭУ имени Г.В. Плеханова к разработке требований для формирования правил обращения с отходами строительства и сноса;
  • привлечь РЭУ имени Г.В. Плеханова к проведению исследований по определению возможности вовлечения отходов строительства и сноса в хозяйственный оборот.
7. Институтам развития ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ разработать совместно с РЭУ имени Г.В. Плеханова критерии отбора строительных проектов для новых зеленых финансовых инструментов.
8. Исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации:
  • привлечь РЭУ имени Г.В. Плеханова к разработке региональных программ по переходу на экономику замкнутого цикла.
  • привлечь РЭУ имени Г.В. Плеханова к разработке Правил по обращению с отходами строительства и сноса.
  • привлечь РЭУ имени Г.В. Плеханова к проведению курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовке по дисциплине «Экономика замкнутого цикла» для государственных гражданских служащих всех уровней (регионального и муниципального).
СОТРУДНИЧЕСТВО
Приглашаем и дальше взаимодействовать в режиме реального времени.
  • Коваленко Мария Александровна
    Сударикова
    Елена Валерьевна
    Директор Ассоциации «ЭКОпрофессионал», руководитель проектов Центра компетенций по устойчивому развитию РЭУ им. Г.В. Плеханова.​

    к.п.н.
    По вопросам реализации плана мероприятий резолюции Конференции.
  • Коваленко Мария Александровна
    Коваленко
    Мария Александровна
    Руководитель проектов Центра компетенций по устойчивому развитию РЭУ им. Г.В. Плеханова, Государственный советник Российской Федерации 3 класса.
    По вопросам участия разработки плана мероприятий резолюции Конференции.
ОРГАНИЗАЦИИ И ПАРТНЁРЫ
СОдействие, поддержка и информационное сопровождение.
РЭУ имени Г.В. Плеханова
Ведущее экономическое высшее учебное заведение РФ.
Организация и предоставление площадки.
Деловая Россия
Общероссийская общественная организация, основанная в 2001 году для объединения российских предпринимателей, работающих в несырьевом, перерабатывающем секторе экономики.
Поддержка мероприятия.
Совет ТППР РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии.
Осуществление деятельности по решению вопросов, находящихся на стыке предпринимательской деятельности и экологии.
Соорганизатор заседания.
Ассоциация «ЭКОпрофессионал»
Организация по содействию внедрения экологических и климатических инноваций в деятельность организаций, а также осуществление экопросветительской деятельности.
Соорганизатор мероприятия.
Совет по экологическому строительству.
Ассоциация, деятельность которой направлена на развитие и внедрение новейших технологий в области экологического строительства на территории России.
Организатор заседания.
Национальная Ассоциация Демонтажных Организаций
Единственная общественная структура в России, объединяющая профессионалов демонтажной отрасли, созданная в 2020 году.
Информационная поддержка мероприятия.
ППК РЭО
Публично-правовая компания, следящая за эффективным и законным обращением с твёрдыми коммунальными отходами в России.
Поддержка мероприятия.
Учебный центр ФАУ РосКапСтрой
Учреждение дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в сфере градостроительства, строительства, ЖКХ и сохранения объектов культурного наследия.
Информационная поддержка мероприятия.
Телеграм-канал "ЭКОЛОГИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ"
Самая известная и большая афиша России в сфере Устойчивого развития.
Информационная поддержка мероприятия.
Александр Люкшин
Личный блог эколидера, федерального эксперта, организатора экопроектов, а также консультанта по экологии и устойчивому развитию.
Информационная поддержка мероприятия.
Блог "Экология жизни"
Всё самое важное и актуальное об экологии.
Информационная поддержка мероприятия.
SILI ecoengineering
Российская цифровая библиотека экоинноваций и экоорганизаций.
Оформление и заполнение сайта мероприятия.
Сетевое издание «РБК»
Один из крупнейших мультимедийных холдингов России.
Информационная поддержка мероприятия.
Московский комсомолец
Советская и российская ежедневная общественно-политическая газета.
Информационная поддержка мероприятия.
Росмолодёжь
Федеральный орган исполнительной власти в России, который занимается реализацией государственной молодёжной политики.
Соорганизатор проведения заседания.
Business FM
Первая деловая радиостанция в России.
Информационная поддержка мероприятия.
E.Events
Агентство бизнес-событий для участников строительной отрасли.
Информационная поддержка мероприятия.
Ассоциация "Ресурс"
Объединение отраслевых организаций в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе твёрдыми коммунальными отходами.
Информационная поддержка мероприятия.
ИД «Экономическая газета»
Многопрофильный холдинг, осуществляющий издательский бизнес, научная деятельность, консультационные услуги, образовательная деятельность.
Информационная поддержка заседания.
Международная молодежная школа «ЭКОПОЛИС»
Проект направлен на решение просветительских и образовательных задач национального проекта «Экология».
Информационная поддержка заседания.
Телеграм-канал "Эко-law-гия"
Освещение развития судебной практики, теории, анонсов мероприятий, историй опыта специалистов по теме сточных вод и отходов, а также экономики природопользования и ЭЗЦ.
Информационная поддержка мероприятия.
Место разработки резолюции.
Россия, г. Москва, Большая Серпуховская улица, 11.

Корпус цифровых информационных технологий имени А.С. Вишнякова РЭУ имени Г.В. Плеханова.