Резолюция

Международной научно-практической конференции "Комплекс поддержки мероприятий экономики замкнутого цикла и адаптации к изменениям климата в сфере строительства и ЖКХ в условиях технологического перехода"

СИНЕРГИРУЕМ ЭКОЛОГИЮ И ЭКОНОМИКУ ВМЕСТЕ..
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы, которые затрагиваются в данном документе.
На пленарном заседании с повесткой дня: «Формирование системного перехода на ЭЗЦ в сфере строительства и ЖКХ в условиях технологического перехода», с участием представителей Комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам ООО «Деловая Россия», Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации, коммерческих и некоммерческих, научных и образовательных организаций, на обсуждение поставлены вопросы:

  • Федеральный проект «Экономика замкнутого цикла» национального проекта «Экологическое благополучие» и переход на экономику замкнутого цикла в сфере строительства и ЖКХ;
  • паспорт отраслевой программы «Применение вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в сфере строительства и жилищнокоммунального хозяйства на 2022 – 2030 годы» в части вовлечения отходов, образующихся при строительстве объектов капитального строительства, транспортной инфраструктуры и сетей инженерно-технологического обеспечения их реконструкции, капитального ремонта, сноса, а также отходов, образующихся при функционировании объектов жилищно-коммунального хозяйства, и отходов иных отраслей в экономический оборот на период до 2030 года (утверждён Правительством Российской Федерации от 10.10.2022 № 11795п-П11);
  • законопроект № 784334-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»;
  • разработка субъектами Российской Федерации региональных программ по переходу на экономику замкнутого цикла;
  • цифровые технологии как фактор устойчивого перехода на экономику замкнутого цикла в сфере строительства и ЖКХ;
  • актуальные вопросы подготовки кадров для сферы «зеленого» строительства, умного сноса и демонтажа.
Вышеназванные вопросы в рамках повестки пленарного заседания обсуждались с целью содействия успешному переходу на экономику 2 замкнутого цикла в сфере строительства и ЖКХ в Российской Федерации, в том числе и федеральному проекту «Экономика замкнутого цикла», реализуемого в рамках Государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» и национального проекта «Экологическое благополучие».
АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование экономики замкнутого цикла к 2030 году. Национальная цель развития Российской Федерации.
Целью проекта является формирование экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не более чем 50 процентов таких отходов и вовлечение в хозяйственных оборот не менее чем 25 процентов отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья.
Для достижения цели федеральным проектом поставлены задачи:

  • увеличение доли обрабатываемых твердых коммунальных отходов до 100 процентов к 2030 году;
  • увеличение доли утилизируемых твердых коммунальных отходов до 50 процентов к 2030 году;
  • сокращение доли захораниваемых твердых коммунальных отходов до 50 процентов к 2030 году;
  • увеличение индекса использования вторичных ресурсов и сырья из отходов до 25 процентов к 2030 году;
  • формирование экологической политики в субъектах Российской Федерации по переходу на экономику замкнутого цикла путем принятия региональных программ по переходу на экономику замкнутого цикла в каждом субъекте Российской Федерации.
На реализацию федерального проекта «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма» из федерального бюджета предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 6 218,0 млн. рублей (по состоянию на 22.10.2024).
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ТЕМАТИКИ
переход Российской федерации на экономику замкнутого цикла, опираясь на успешный опыт дружественных стран.
Важность перехода на экономику замкнутого цикла обозначена в Российской Федерации на самом высоком уровне. В ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно подчеркивал необходимость перехода на экономику замкнутого цикла.
В 2021 году распоряжением от 6 октября 2021 года № 2861-р Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным утвержден перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, среди которых – инициатива «Экономика замкнутого цикла».
С 2022 года данная инициатива реализуется в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла», не входящего в состав национального проекта «Экология».
В 2022 году Минприроды России, Минстроем России и ППК «Российский экологический оператор» разработан паспорт отраслевой 3 программы «Применение вторичных ресурсов, вторичного сырья из отходов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2022 – 2030 годы» в части вовлечения отходов, образующихся при строительстве объектов капитального строительства, транспортной инфраструктуры и сетей инженерно-технологического обеспечения их реконструкции, капитального ремонта, сноса, а также отходов, образующихся при функционировании объектов жилищно-коммунального хозяйства, и отходов иных отраслей в экономический оборот на период до 2030 года (утвержден Правительством Российской Федерации от 10.10.2022 № 11795п-П11).
07 мая 2025 года Указом Президента Российской Федерации № 309 утверждена Национальная цель развития Российской Федерации – достижение экологического благополучия, в рамках которой предусмотрено формирование экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100 процентов объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не более чем 50 процентов таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее чем 25 процентов отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья
Для реализации Национальной цели развития Российской Федерации с 01 января 2025 года начал реализацию новый национальный проект «Экологическое благополучие», в состав которого вошел федеральный проект «Экономика замкнутого цикла».
Федеральный проект «Экономика замкнутого цикла» объединил в себе реализующиеся с 2019 года федеральные проекты «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» и «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности», а также инициативу социально-экономического развития «Экономика замкнутого цикла».
Ключевыми событиями в сфере обращения с отходами строительства и ЖКХ в рамках реализации федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» являются:

  • ежегодная актуализация отраслевой программы по вовлечению вторичных ресурсов и сырья из отходов сфере строительства и ЖКХ;
  • утверждение законопроекта № 784334-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»;
  • разработка всеми субъектами Российской Федерации региональных программ по переходу на экономику замкнутого цикла.
Отрасли строительства и ЖКХ являются базовыми для экономики, от темпов строительства зависит развитие и остальных отраслей. Одновременно с этим, нужно контролировать утилизацию строительных отходов со строительных площадок.
Для этой сферы требуется разработка и внедрение новых законодательных актов по сокращению образования отходов и их повторному использованию. Однако пока не выработана законодательная база по таким 4 отходам. Соответствующие законопроекты разрабатывают правительство Москвы, Минприроды России, сенаторы и депутаты.
сквы, Минприроды России, сенаторы и депутаты. Переход на экономику замкнутого цикла в строительстве и ЖКХ должен затрагивать все субъекты - от строительных компаний до конечных потребителей. Нужно повышать осведомленность о важности разделения отходов, переработки и вторичного использования материалов.
Кроме того, переход к экономике замкнутого цикла должен затронуть и образовательную сферу. Требуются новые квалификации для работников, связанных с переработкой и повторным использованием ресурсов. Развитие «зеленых» технологий в строительстве и ЖКХ создаст рабочие места, но потребует модернизации образовательных и профессиональных стандартов.
ПРОБЛЕМЫ И БАРЬЕРЫ
нехватка данных, отсутствия системности, задвоение процессов раздельного накопления ТКО и неэффективный менеджмент.
Основные проблемы и барьеры, сдерживающие системный переход на ЭЗЦ в сфере строительства и ЖКХ в условиях технологического перехода, включают:
  1. Необходимость скорейшего принятия законопроекта № 784334-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» в части обращения с отходами строительства и сноса.
  2. Важность сохранения законодательной возможности обработки и утилизации отходов строительства и сноса непосредственно на территории строительной площадки и/или демонтажной площадки (что приводит к минимизации образования строительных отходов, а также к увеличению процента утилизации отходов строительства и сноса).
  3. Несовершенство информационных систем обращения с отходами строительства и сноса АИС «ОССиГ» и управления техническими ресурсами строительства САПКУТР, применяющихся в настоящее время на территории г. Москва и Московской области, в части нестабильности ее работы (система «зависает» на длительный срок, что приносит убытки заказчикам и подрядчикам в сфере обращения с отходами строительства и сноса).
  4. Необходимость совершенствования нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами производства и потребления в части обращения с отходами строительства и сноса согласно приложению № 1.
  5. Необходимость создания межотраслевого взаимодействия по обращению с отходами строительства и сноса в каждом субъекте Российской Федерации (с привлечением к работе представителей Минстроя, Минприроды, Минпромышленности и Минэкономики субъектов Российской Федерации).
  6. Необходимость научного обоснования возможности и экономической целесообразности вовлечения определенных видов отходов строительства и сноса в хозяйственный оборот с учетом требований безопасности зданий и сооружений.
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И БАРЬЕРОВ
Единый центр принятия решения по ЭзциЭ, экопросвещение, экообразование, разработка региональных программ и т.д.
По итогам профильных сессий и обсуждений участниками конференции подчеркивается важность доработки и «донастройки» существующей системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами как базиса системы обращения с отходами строительства и сноса:
Отсутствие достоверных данных о массе образования ТКО (исполнение поручения Президента Российской Федерации № Пр-1364, пункт 3 подпункт «а» пункт 1, в рамках которого необходимо синхронизировать данные во всех отчетных документах в сфере обращения с ТКО).
В сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) в Российской Федерации применяются две формы отчетности:
  • форма федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления», утвержденная приказом Росстата от 09.10.2020 № 627 (далее – 2-ТП);
  • государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – ЭБ), в которой предоставляются отчеты о ходе реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами».
При этом даже если верхнеуровнево в целом по Российской Федерации масса образования ТКО по форме 2-ТП (отходы) и через федеральный проект «Комплексная система обращения с ТКО» пришла к единой цифре, то по субъектам Российской Федерации разница по данным сохраняется.
От массы образования ТКО зависит мощность производств по обработке, утилизации и захоронению ТКО, необходимая субъекту РФ для достижения Национальной цели развития Российской Федерации:

  • 100% обработка ТКО;
  • 50% утилизация ТКО;
  • 50% захоронение ТКО.
От понимания массы образования ТКО, а также от понимания мощности производств по обращению с ТКО зависят следующие факторы:
  • бюджет и инвестиции: и субъекту Российской Федерации, и инвесторам необходимо понимать объем бюджетных средств, которые необходимо выделить из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также объем внебюджетных средств, которые необходимо привлечь в регион;
  • рабочие места и социальная сфера. Каждое предприятие, открытое на территории субъекта Российской Федерации, даёт рабочие места и социальные гарантии сотрудникам – жителям региона.
Развитие системы раздельного накопления ТКО.
По логике системы обращения с ТКО, схема движения ТКО должна выглядеть следующим образом: Раздельное накопление ТКО – обработка ТКО – утилизация ТКО.
В результате раздельного накопления ТКО, отходы должны разделяться на 2 большие группы:
  • пригодные для дальнейшей утилизации;
  • неутилизируемые.
Основной задачей предприятий по обработке отходов является их полная качественная подготовка к дальнейшей утилизации.
Утилизация отходов (то есть, процесс превращения отходов в продукцию) – это основной этап экономики замкнутого цикла, с одной стороны, позволяющий вернуть отходы в хозяйственный оборот, а с другой стороны именно этот этап позволяет уменьшить, сократить полигонное захоронение отходов.
Функция раздельного накопления ТКО возложена на граждан Российской Федерации. Для того, чтобы раздельное накопление могло осуществляться, необходимо организовать и обеспечить решение 2-х взаимосвязанных задач:

  • обеспечить все субъекты Российской Федерации достаточным количеством контейнеров для раздельного сбора отходов, исходя из численности населения региона;
  • провести достаточную информационную кампанию, которая бы побудила население заниматься раздельным сбором ТКО.
По вопросу обеспечения субъектами Российской Федерации достаточным количеством контейнеров. Минприроды России на протяжении 2-х лет в 2021 и в 2022 годах обеспечивало поддержку регионов и предоставляло субсидии на закупку контейнеров в размере 2,5 млрд рублей.
За два года в регионах появилось больше 154 тысяч новых контейнеров, из них 30 тысяч были закуплены в учреждениях уголовно-исправительной системы.
Несмотря на это, внедрение системы РНО развиваются слабо. Хотя 61,34% населения якобы охвачено раздельным накоплением, на деле только 8,3% контейнеров для ТКО предназначены для раздельного сбора.
Более глобальная и критическая проблема заключается в информировании населения и в проведении информационнопросветительской кампании.
Данная задача реализуется силами ППК «Российский экологический оператор».
На информационно-просветительскую кампанию выделяются средства федерального бюджета, но по оценкам ВЦИОМ, результаты данной работы неудовлетворительны.
Проблема «задвоения» процесса раздельного накопления ТКО.
Принципиально неправильно накладывать на население обязанность по раздельному накоплению отходов. По информации, поступающей от предприятий по обработке отходов, качество поступающих отходов, так называемый «входящий поток» - неудовлетворительное. Предприятия по обработке отходов сортирует отходы на те самые вторичные ресурсы, которые пригодные для дальнейшей утилизации, и неутилизируемые отходы
Таким образом, происходит дублирование разделения отходов на 2 группы по пригодности к утилизации: сначала этим вопросом должно заниматься население, а затем этим же занимаются предприятия по обработке.
Одновременно с этим, проблему дублирования разделения отходов пытались решить на уровне Правительства Российской Федерации.
Пунктом 15 Единых требований к объектам обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1657) установлено, что «не допускается принимать на объекты утилизации твердых коммунальных отходов твердые коммунальные отходы, не прошедшие обработку, за исключением твердых коммунальных отходов, сбор (накопление) которых осуществляется раздельно».
То есть, если население обеспечивает раздельное накопление ТКО, то данные отходы могут, минуя объект обработки, сразу попадать на объект по утилизации отходов.
Это привело к тому, что предприятия по утилизации ТКО стали ставить у себя на площадке ленту для обработки отходов. Это было вызвано тем фактором, что качество раздельно накопленных отходов не позволяло их сразу утилизировать – сразу, то есть, минуя этап обработки.
Таким образом, после образования ТКО, не важно, раздельно они собраны или нет, отходы должны поступать на объект обработки.
Предприятия по обработке отходов работает за тариф, таким образом логично, что данные предприятия должны нести ответственность за качественную подготовку отходов к их дальнейшей утилизации.
Считаем целесообразным снять с населения данную задачу.
Проблема неэффективной работы предприятий по обработке ТКО.
От эффективности работы предприятий по обработке ТКО зависит сколько вторичных ресурсов попадет на предприятие по утилизации ТКО.
Однако у предприятий по обработке ТКО не стоит задача максимального выбора вторичных ресурсов (полезных фракций) из общего потока поступающих ТКО.
В федеральном проекте «Комплексная система обращения с ТКО» есть показатель «Доля ТКО, направленных на обработку».
Данный целевой показатель применяется ко входящему, то есть поступающему на заводы по сортировке, объему ТКО. То есть, если на сами заводы поступило 100% ТКО, значит, цель исполнена.
При этом нет целевого показателя, который бы обеспечивал стабильную сортировку отходов на фракции по степени пригодности к утилизации. То есть, не урегулирован показатель, который бы отражал какой процент от входящего потока отходов необходимо передать предприятиям по утилизации.
На практике получается, что предприятие по обработке отходов стабильно получает доход из денег тарифа с одной стороны, и не обременено показателем по выборке полезных фракций с другой стороны, то отходы, поступающие на обработку, в большинстве своем отправляются в дальнейшем не на утилизацию, а на захоронение.
В совокупности это предоставляет возможность операторам по обработке ТКО, за счет тарифа возить отходы по ленте и выбирать минимальный объем только самых интересных фракций.
По данным субъектов при таких высоких значения показателей по обработке и захоронению отходов, практически вся масса отходов после обработки направляется на захоронение, в результате чего можно сделать вывод, что выбираемые на сортировке ВМР в результате деятельности мусоросортировочных комплексов субъекта направляются на захоронение, в том числе полезные фракции, а так же отходы, входящие в перечень отходов, захоронение которых запрещено распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 № 1589-р «Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается».
Такая ситуация приводит к тому, что основные предприятия, которые страдают от неэффективной системы раздельного накопления и обработки ТКО – это предприятия по утилизации отходов.
Прослеживается прямая, линейная зависимость – чем больше полезных фракций поступит на утилизацию, тем выше будет процент утилизации отходов.
Однако, именно деятельность по утилизации отходов (кроме энергетической утилизации) не относится к тарифицируемому виду деятельности. То есть, доход предприятий по утилизации зависит от объемов выпускаемой продукции, а, соответственно, от объемов поступающего на предприятие сырья (отходов).
Сложившаяся ситуация приводит к тому, что за полезными фракциями отходов началась самая настоящая «охота».
Она начинается еще на этапе раздельного накопления отходов, когда за определенную плату сотрудники коммунального хозяйства (например, 9 дворники) специально выбирают полезные фракции из контейнеров, а потом отдают их напрямую утилизаторам.
Необходимость доработки основных понятий экономики замкнутого цикла «вторичные ресурсы» и «вторичное сырье».
Участники Конференции отметили несовершенство законодательной базы в части сферы регулирования обращения со вторичными ресурсами и вторичным сырьем.
Согласно федеральному закону 268-ФЗ, вторичные ресурсы – отходы.
Согласно пояснениям Минприроды России вторичные ресурсы – отходы, их учет необходимо осуществлять в форме 2-тп (отходы).
Таким образом, не ясна разница между отходом и вторичным ресурсом, образующимся в результате производственной деятельности МСК.
Сутью и основной целью деятельности мусоросортировочных станций является выбор максимально большего объема пригодных для дальнейшей утилизации фракций из общей массы образования твердых коммунальных отходов. В свою очередь, фракции, которые негодны для утилизации, попадают под понятие «хвосты» - это та масса (объем) твердых коммунальных отходов, которые направляются на полигонное захоронение.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ
организации и их роль в их реализации.
1. Считаем целесообразным четко разграничить в нормативном правовом поле понятия «полезная фракция твердых коммунальных отходов» и «хвосты твердых коммунальных отходов».
2. Необходимость обеспечения утилизаторов стабильным потоком сырья (отходов) для обеспечения целевых показателей по утилизации ТКО:

  • В территориальной схеме обращения с отходами указать пути следования потоков отходов от объектов обработки ТКО на объекты утилизации ТКО;
  • Включить материальную утилизацию отходов в тарифицируемые виды деятельности (предусмотрев перераспределение высвобожденных средств от дифференциации тарифа обрабатывающих производств на предприятия по утилизации ТКО).
3. Включить в территориальную схему в обязательном порядке направление ТКО перед их захоронением на объекты обезвреживания ТКО.
4. Поручить Центру компетенций по устойчивому развитию РЭУ имени Г.В. Плеханова направить в Правительство Российской Федерации предложение по созданию Единого центра принятия решений по переходу на экономику замкнутого цикла с указанием структуры, функций и полномочий указанного Центра
5. Поручить Центру компетенций по устойчивому развитию РЭУ имени Г.В. Плеханова направить в Правительство Российской Федерации предложение по организации выполнения научно-исследовательской работы по разработке типовой региональной программы по переходу субъектов Российской Федерации на экономику замкнутого цикла.
6. Поручить Центру компетенций по устойчивому развитию РЭУ им. Г.В. Плеханова направить в Правительство Российской Федерации предложение по организации и проведению цикла курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по теме «Экономика замкнутого цикла» с выдачей дипломов установленного образца РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Заслушав и обсудив доклады и выступления, рассмотрев материалы, поступившие в рамках подготовки к пленарному заседанию, участники конференции, считают необходимым рекомендовать:
7. Правительству Российской Федерации и профильным федеральным органам исполнительной власти поддержать инициативу участников конференции о необходимости создания в Российской Федерации Единого федерального центра принятия решений по переходу на экономику замкнутого цикла, с созданием его представительств в каждом Федеральном округе Российской Федерации.
8. Министерству науки и высшего образования РФ, Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Министерству строительства и ЖКХ РФ поручить РЭУ имени Г.В. Плеханова разработать цикл качественных образовательных программ по переходу на ЭЗЦ для участников рынка.
9. Совету ТПП РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии разослать информацию о курсах в субъекты Российской Федерации 11 и в заинтересованные организации.
10. Строительным компаниям, строящим университетские кампусы обучить сотрудников по специально разработанным образовательным программам по ЭЗЦ.
11. Министерству природных ресурсов и экологии РФ:
  • поручить РЭУ имени Г.В. Плеханова разработать методические указания по разработке региональных программ по переходу на ЭЗЦ.
  • поручить РЭУ имени Г.В. Плеханова совместно с ППК «Российский экологический оператор» провести серию обучающих семинаров для субъектов Российской Федерации по вопросам разработки региональных программ по переходу на экономику замкнутого цикла.
12. Министерству природных ресурсов и экологии РФ, Министерству строительства и ЖКХ РФ:
  • привлечь РЭУ имени Г.В. Плеханова к разработке требований для формирования правил обращения с отходами строительства и сноса;
  • привлечь РЭУ имени Г.В. Плеханова к проведению исследований по определению возможности вовлечения отходов строительства и сноса в хозяйственный оборот.
7. Институтам развития ВЭБ.РФ и ДОМ.РФ разработать совместно с РЭУ имени Г.В. Плеханова критерии отбора строительных проектов для новых зеленых финансовых инструментов.
8. Исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации:
  • привлечь РЭУ имени Г.В. Плеханова к разработке региональных программ по переходу на экономику замкнутого цикла.
  • привлечь РЭУ имени Г.В. Плеханова к разработке Правил по обращению с отходами строительства и сноса.
  • привлечь РЭУ имени Г.В. Плеханова к проведению курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовке по дисциплине «Экономика замкнутого цикла» для государственных гражданских служащих всех уровней (регионального и муниципального).
ПРИЛОЖЕНИЕ К РЕЗОЛЮЦИИ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ К РЕАлизации мероприятия и пояснеия к ним.
1
1
Совершенствование законодательства.
1.1
1.1
Внесение изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части определения условий, при которых природные (минеральный/скальный) грунты, образующиеся при строительно-монтажных работах, не относятся к отходам производства и потребления и подлежат использованию в соответствии с законодательством.
Получатели предложения: Минприроды России, Минстрой России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, ФАС России, Росприроднадзор, ФАУ «Главгосэкспертиза», ППК «РЭО», Правительство РФ.
Отнесение по умолчанию природного минерального грунта к отходам существенно ограничивает возможности его использования и хранения, так, на текущий момент: - органы местного самоуправления опасаются/отказываются принимать грунт как побочный продукт для использования на нужды района. - в условиях строительства на удаленных и труднодоступных территориях складирование образующихся излишков грунтов в кавальеры (сроком более чем на 11 месяцев) ведет к необходимости классификации их как объектов размещения отходов и, соответственно, проведению государственной экологической экспертизы, внесению в Государственный реестр объектов размещения отходов. - к площадкам хранения грунта-отхода предъявляются повышенные требования (как для полигонов отходов). При этом позиция Минстроя России заключается в том, что незагрязненные грунты, включенные в региональный перечень полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (статья 19), можно использовать в пределах строительной площадки без ограничений. В настоящее время использование грунта за пределами строительной площадки возможно только после его перемещения на площадку для утилизации (обезвреживания). Технические грунты, получаемые в результате обработки, включены в Классификатор строительных ресурсов. Законопроектом № 784334 -8 («Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации») предлагается ввести норму, позволяющую накапливать грунт непосредственно на участке строительства или смежном участке и использовать его как на участке его образования, так и на другом объекте строительства на основании договора между заказчиками, техническими заказчиками, исполнителя и указанных работ. Таким образом, снимаются административные барьеры по использованию незагрязнённого (безопасного) грунта. Незагрязнённый грунт становится строительным ресурсом без дополнительной обработки.
1.2
1.2
Внесение изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в части обеспечения возможности обработки, обезвреживания, утилизации отходов строительства и сноса с применением мобильных установок на земельном участке, на котором такие отходы образуются. В целях предупреждения возможных злоупотреблений, следует уточнить, что на такой земельный участок запрещено завозить отходы строительства и сноса, образованные на других земельных участках.
Получатели предложения: Минприроды России, Минстрой России, Росприроднадзор, ППК «РЭО», Комитет Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды, Правительство РФ.
***Ранее никто не обращал внимание на два основополагающих факта, подтверждающих, что по факту выполнения демонтажных работ всегда происходит обработка (сортировка) отходов от сноса:

  1. Металл, образующийся в процессе демонтажа, всегда актируется во взаимоотношениях между Заказчиком и Подрядчиком. Металл либо передается Заказчику, либо его стоимость вычитается из стоимости работ по демонтажу и передается Подрядчику в качестве оплаты за выполненные работы. Но в любом случае, металл всегда актируется. В акте указывается вес металла. Для отделения металла от остальных отходов, в процессе демонтажа на площадке всегда выполняется обработка (сортировка) отходов от сноса. По-другому по факту не бывает.
  2. Даже если после выполнения демонтажных работ возникает необходимость вывоза 100% (за исключением металлолома) образовавшихся отходов на полигон/кпсо, то для того, чтобы подготовить отходы от демонтажа к погрузке по факту происходит обработка (подготовка к дальнейшей утилизации, см. определение обработки из текста ФЗ 89). Без такой подготовки -измельчения невозможно загрузить в самосвал железобетонную колонну/балку/плиту и т.д., невозможно загрузить такую конструкцию в оборудование по переработке. Поэтому, на строй/демонтажной площадке всегда производится обработка отходов для дальнейших погрузки в транспорт и утилизации.

Таким образом, обработка отходов всегда происходит на строй/демонтажной площадке, даже если 100% отходов (за исключением металлолома) вывозятся на полигон/кпсо.

Таким образом, специальное назначение земельного участка для объектов обработки, обезвреживания, утилизации не может быть применено к месту образования отходов строительства и сноса. Деятельность несет временный характер и не создает объект обработки, обезвреживания и утилизации. Предлагаемое требование не только влечет за собой существенное удорожание затрат для Заказчика, но и просто парализует деятельность демонтажной отрасли, потому что оно исключает возможность выделения металла от других отходов и возможность погрузки, вывоза и последующей утилизации отходов.

Предложение закрепить нормативную возможность производить и обработку и утилизацию на месте образования отходов несет следующие позитивные эффекты:

  1. Значительное снижение затрат Заказчиков на этапе обращения с отходами строительства и сноса (аналитика Ассоциации НАДО);
  2. Снижение затрат Заказчиков на приобретение и транспортировку природных нерудных материалов для потребностей стройплощадки – подготовка для дальнейшей застройки (обратная засыпка, временные дороги).
  3. Снижение нагрузки на дорожнотранспортную сеть, снижение выбросов выхлопных газов за счет исключения транспортировки отходов на полигон/кпсо.
  4. Освобождение лимитов полигонов для тех видов отходов, которые невозможно переработать с применением мобильного оборудования на месте образования отходов.
  5. Исключение риска недобросовестного обращения с отходами за счет сокращения цепочки участников процесса по обращению с ними.
  6. 100% вовлечения вторичного сырья из отходов, переработанных на месте их образования, потому что это выгодно и Заказчику и Подрядчику. Следовательно, исключение риска недобросовестных манипуляций, которые возникают в случае удлинения цепочки с вывозом, так как это увеличивает затраты и становится невыгодно.
1.3
1.3
Внесение изменений в федеральные законы, в части определения собственников зданий и сооружений, застройщиков, технических заказчиков, лиц, ответственных за эксплуатацию зданий и сооружений (Заказчиков), в качестве собственников отходов строительства и сноса – отходообразователей, и установления ответственности Заказчика за соблюдение требований по обращению с отходами строительства и сноса, и уплаты предусмотренных законодательством платежей, в том числе НВОС.
Получатели предложения: Минприроды России, Росприроднадзор, Правительство РФ.
Это обеспечит заинтересованность Заказчика в реальной судьбе отходов, поскольку Заказчик будет ответственен за отходы и за уплату за негативное воздействие на окружающую среду. По сложившейся в соответствии с действующим законодательством практики, собственником образованных при сносе и выполнения СМР являются подрядные организации. Зачастую это организации малого бизнеса, которые работают по упрощенной отчетности в результате чего происходит манипуляция с отходами, которые могут попадать на несанкционированные свалки.

Возложение ответственности на собственников зданий и земельных участков на территории, которых эти отходы образовались позволит возложить на него обязанность по организации мест складирования отхода и заключения договоров на утилизацию отхода со специализированными организациями.

Необходимо отметить, что данная обязанность не приводит к увеличению сметной стоимости строительства, так как смета составляется исходя из предположения добросовестного поведения подрядных организаций и расходы по обращению с отходами уже закладываются в нее.
1.4
1.4
Внесение изменений в федеральные законы, в части установления обязанности проведения экспертизы проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в случаях, когда разработка такого проекта является обязательной, и государственного строительного надзора при производстве работ по сносу объектов капитального строительства по такому проекту.
Получатели предложения: Минстрой России, Ростехнадзор.
Как правило снос ОКС производится до утверждения проектно-сметной документации и соответственно без уведомления надзорных органов. Предлагается расширить перечень объектов, подлежащих государственному строительному надзору.
1.5
1.5
Внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности», устанавливающие, что для выполнения работ по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, отходов строительства и сноса с применением специализированного мобильного оборудования не по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в реестре лицензий, не требуется внесение изменений в реестр лицензий.
Получатели предложения: Минприроды России, Росприроднадзор.
Существующая практика требует от компании, осуществляющей деятельность по обработке и утилизации отходов сноса проводить процедуру перерегистрации по каждому адресу, где осуществляется деятельность. Перерегистрация лицензии на обращение с отходами по каждому новому адресу несет риски перехода обращения с отходами сноса в серую зону, что не допустимо и не будет стимулировать бизнес -сообщество к утилизации отходов во вторичное сырье в силу следующего.

Срок перерегистрации лицензии мало прогнозируемый, и составляет не менее 3 - х месяцев. При этом, срок выполнения работ по договорам подряда на снос и ликвидацию объектов зачастую варьируется от 5 -ти до 100 дней, в рамках которого объективно невозможно переоформить лицензию по новому адресу.

В тоже самое время, технологической схемой производства работ по сносу и ликвидации объектов предусматривается обработка (сортировка) отходов сноса в процессе производства работ по сносу с использованием специального (мобильного) навесного гидравлического оборудования на экскаваторах разрушителях. Таким образом, отсутствует физический сбор отходов, требующий наличие стационарной площадки (сооружения), на которой отходы принимались бы для последующей обработки и утилизации и соответственно не требуется наличие зданий, строений, сооружений и помещений с санитарно-эпидемиологического заключением о соответствии их санитарным правилам.

Аналогичная логика прослеживается в Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее – Положение), где в пункте 7 подпунктах в) и г) не требуется санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами при выполнении работ по обработке и утилизации с применением мобильного оборудования (установок).

В следствии этого, представляется целесообразным внести изменения в Положение об уведомительном характере нового адреса осуществления деятельности в случае обработки и утилизации ОСС, образовавшихся в результате сноса (демонтажа) с применением мобильного оборудования (установок).
1.6
1.6
Внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 509 «Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства» в части установления требования, что проект организации работ по сносу объекта капитального строительства должен дополнительно включать в себя:

  • определение количественных и качественных (химический состав, агрегатное состояние, класс опасности и т.д.) показателей образующихся отходов;
  • определение мест накопления образующихся отходов на строительной площадке;
  • проектные решения по транспортированию отходов в санкционированные места хранения отходов,
  • санкционированные места захоронения отходов либо на объекты обезвреживания отходов и (или) на объекты по переработке и утилизации отходов.

При этом должно быть установлено требование, что передача отходов для захоронения может применятся только в исключительных случаях.
Получатели предложения: Минстрой России, Минприроды России, ППК «РЭО».
Предлагается предусмотреть в нормативных правовых актах и технических регламентах, регулирующих вопросы градостроительства, включая региональные особенности, порядок раздельного сбора строительных отходов на стадии проведения работ по сносу, строительномонтажных работ.

В состав проектной документации и сводно-сметного расчета в рамках капитального строительства, реконструкции и капремонта объектов должны включаться технологии «умного» сноса зданий, что будет способствовать сокращению объемов непригодного для проживания (аварийного) жилья и повышению эффективности управления строительными отходами, обеспечивая возможность их повторного использования в новых строительных проектах.

  1. Требование о необходимости указания сведений о видах ОСС и их расчетного количества не несет увеличения срока и стоимости разработки проектной документации, так как перед принятым решением о сносе объекта выполняется его обследование. В обследовании содержится информация о геометрии объекта, конструктивных элементах, на основании которых при разработке проектной документации выполняется прогнозный расчет количества образуемых отходов.
  2. Отсутствие же несет риски, так как если нет прогнозных значений в проектной документации на демонтаж, то факт, который предоставляет подрядчик представляет собой непроверяемую информацию. Пример. При демонтаже подрядчик сталкивается с опасными, токсичными отходами, обращение с которыми является высокозатратным мероприятием, требует наличие определенной разрешительной документации, специального оборудования. Недобросовестный подрядчик имеет высокую мотивацию в манипуляции с информацией об отходах – скрыть выявленные нежелательные виды отходов. Заказчик не имеет инструмента проверить подрядчика в случае отсутствия информации об отходах в проектной документации.

Более того, такая ситуация возникает и с неопасными отходами. Например, с железобетоном, который и заказчику, и подрядчику выгодно переработать на строй/демонтажной площадке и получить вторичный щебень. В таком случае, подрядчик в бумагах показывает заниженный объем боя бетона.

Польза мероприятия:

  1. Для выбора эффективных и безопасных решений по технологии демонтажа и обращения с отходами от сноса, а также, для формирования бюджета заказчика и сметы, необходимо знать прогнозное количество и виды образуемых после сноса объекта отходов. Как без понимания количества стройматериалов невозможно построить здание, так и без расчетного количества образуемых от сноса здания отходов невозможно оценить бюджет и технологию на демонтаж и обращение с отходами от сноса. *Более того, наличие проектной документации на строительство сносимого объекта значительно оптимизирует процесс расчета прогнозного количества и видов образуемых отходов от сноса.
  2. Вывод из тени отходов строительства и сноса.
1.7
1.7
Внесение изменений в КоАП РФ Статья 9.4. Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий). Изложить в следующей редакции:

"Нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции, сносе или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий)."
В настоящее время статья 9.4 КоАП РФ не распространяется на этап сноса объектов капитального строительства. Необходимо устранить данный нормативный пробел.
2
2
Нормативно-правовое регулирование цифрового мониторинга за перемещением отходов строительства и сноса на территории Москвы и Московской области.
2.1
2.1
Внести изменения в ППМ №1386 от 26.08.2020 г. в части:
  • обеспечения альтернативного алгоритма взаимодействия между всеми участниками информационного взаимодействия при обращении с отходами строительства и сноса (offline: на бумажном носителе, on-line: e-mail);
  • введения временного моратория на использование «Мобильного КПТС»;
  • сокращения сроков рассмотрения заявок для получения разрешения на перемещение ОССиГ (до 24 часов).
Порядок обращения с отходами строительства и сноса на территории Москвы закреплен на законодательном уровне, регламентирован в ППМ №1386 от 26.08.2020 г. и представляет собой цифровое взаимодействие между всеми участниками процесса: отходопроизводителями, отходоперевозчиками и отходополучателями. Для осуществления контроля взаимодействия между всеми участниками была создана автоматизированная система передачи данных АИС «ОССиГ».

Проблема, с которой сталкивается каждый участник взаимодействия, которая заключается в том, что отходопроизводители на объектах производства работ по сносу/демонтажу обязаны применять комплекс программно-технических средств (далее – КПТС) в виде мобильного приложения «Мобильный КПТС». Это мобильное приложение обеспечивает контроль вывозимых ОСС в соответствии с разрешением на перемещение ОСС и кодом Федерального классификационного каталога отходов ФККО. Из-за расположения объекта в районе действия систем подавления сигнала, использование указанного приложения недоступно.

Довольно часто отходопроизводители не могут своевременно получить разрешение на перемещение ОССиГ, т.к на портале получения услуги ведутся технические работы. Сроки проведения таких работ могут достигать двух недель и более. С 01.06.2022 государственная услуга предоставляется исключительно в электронном виде на сайте mos.ru. Такие обстоятельства ведут к нарушению сроков выполнения контрактов, простою техники и, как следствие, к убыткам со стороны отходопроизводителей.
2.2
2.2
Внести изменения в ППМ №1386 от 26.08.2020 г. в части:
  • введение альтернативной системы отслеживания корректности рейсов для отходоперевозчиков.
  • выдача допуска для ЮЛ или ИП в систему АИС «ОССиГ» для отслеживания корректности рейсов в режиме on-line .
  • пересмотр системы взаиморасчетов между Заказчиком и Подрядчиком в рамках исполнения государственных контрактов: учитывать объемы на основании актов приема-передачи отходов и актов транспортирования отходов.
  • пересмотр критериев отнесение рейсов к «некорректным»: исключение критериев, основанных на передаче данных.
Для Отходоперевозчиков ППМ 1386, вводит понятия «Корректных» и «Некорректных» рейсов. Отходоперевозчик должен обеспечить корректные проезды, фиксацию транспортных средств.

В настоящее время отсутствует какая-либо система отслеживания корректности рейсов в реальном времени. Такую информацию сейчас можно получить только запросив сведения через АИС «ОССиГ». Из-за этого отходоперевозчик получает информацию несвоевременно, а при совершении в день 3-х некорректных рейсов, транспортное средство блокируется на 12 часов, и перевозка ОССиГ этим ТС запрещена.

Проблема запуска транспортного средства в рейс с объекта образования отходов ввиду использования систем подавления сигнала в центральных районах Москвы.

ППМ 1386 четко определило основания для оплаты выполненных работ и услуг в области обращения с отходами в рамках исполнения государственных контрактов (договоров). Оплата производится ТОЛЬКО за корректные рейсы.

То есть, если рейс в системе отобразился как «некорректный» по независящим от отходоперевозчика причинам (например, систем подавления сигналов), то оплачен он не будет, что, соответственно, также несет убытки для отходоперевозчика.
2.3
2.3
Внести изменения в № 134 ПП Московской области в части исключения согласования с администрацией района в рамках создания объекта по обработке, обезвреживания, утилизации отходов строительства и сноса.
Согласно Постановлению Правительства Московской области № 134 для создания объекта по обработке, обезвреживания, утилизации необходимо согласование с администрацией района, которое может занимать от 1 месяца до 1 года (возможен отказ)
3
3
Научное обеспечение и нормативно-техническое регулирование сферы обращения с вторичными ресурсами/ вторичным сырьем в строительстве.
3.1
3.1
Разработка научно-исследовательских работ по:
  • разработке классификации демонтажных работ по критерию технической сложности и требований к демонтажу уникальных, особо опасных и технически сложных объектов;
  • мониторингу и анализ мировой и отечественной практики демонтажа зданий и сооружений с различными конструктивными решениями и современных эффективных технологий производства этих работ.
Документом, устанавливающим требования к организации демонтажа (сноса) и утилизации конструкций зданий и сооружений гражданского и производственного назначения является СП 325.1325800.2017 «Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации».

При этом, настоящий свод правил не распространяется на снос или демонтаж и утилизацию конструкций уникальных, особо опасных, технически сложных и линейных зданий.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует документ, регламентирующий правила на снос или демонтаж и утилизацию конструкций объектов уникальных, особо опасных, технически сложных.

На практике же имеется большое количество примеров демонтажа уникальных и особо опасных производственных объектов, которые не попадают в область действия СП 325.1325800 (например, на объектах АЭС, ТЭЦ, ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО «ММК» и других. НИР нужен для разработки классификации зданий и сооружений по технической сложности демонтажных работ и рекомендаций по использованию современных технологий безопасного проведения демонтажных работ уникальных, особо опасных, технически сложных объектов с различными конструктивными решениями с последующим расширением области применения СП.325.1325800. За счет средств бюджета – ФАУ ФЦС.
3.2
3.2
Рассмотреть возможность внесения изменений в федеральное законодательство о государственной экологической экспертизе в части исключения необходимости прохождения экспертизы на каждую единицу мобильного оборудования, имеющего одинаковый технологический принцип работы и производства вторичной продукции, в том числе, на технологии, существовавшие до 1995г.
Цель – снижение административного барьера и финансовой нагрузки на бизнес.

Разработка ГЭЭ от 50 млн от 4 месяцев до года, или Лицензионное соглашение на право пользование ГЭЭ от 6 млн в год.

При утилизации (переработки) большей части образующихся отходов от сноса – железобетона, бетона, применяется такое мобильное оборудование, как например, щековая дробилка (дробильный комплекс).

Существуют различные бренды-производители, но принцип технологии работы оборудования одинаковый. В связи с чем, проходить государственную экспертизу для каждой дробилки нелогично и экономически нецелесообразно.
3.3
3.3
Расширение критериев зеленой таксономии (ПП 1587) критериями использования вторичного сырья в производстве продукции, дополнение справочников НДТ информацией о безопасных направлениях использования вторичного сырья из строительных отходов (ИТС-9, 15, 17).
3.4
3.4
Разработка стандартов на правила расчёта воздействия продукта на окружающую среду на протяжении его жизненного цикла, а также актуализация стандартов на строительные материалы из техногенного сырья.
3.5
3.5
На базе уже существующих ФККО провести выделение в общие «группы», которые обладают единством свойств, возможностей и технологии переработки. Например, объединить стекловату и каменную вату на стройке в единую группу отходов, которые в обязательном порядке должны быть отсортированы (мы же понимаем что в масштабах страны никто не будет каменную вату от стекловаты отделять).
Создать классы отходов (на основе уже существующей ФККО) для обязательной /поощрительной сортировки на базе единства агрегатного состояния и способов дальнейшей переработки (например, обрезки каменной ваты и стекловаты выделить как отдельный класс отходов строительства и ремонта и осуществлять их совместный сбор на строительной площадке; остатки древесины совместно с деревянными паллетами и т.п.).
4
4
Внедрение механизмов, обеспечивающих развитие рынка вторичных ресурсов/вторичного сырья и формирование спроса на продукцию из них
Создать классы отходов (на основе уже существующей ФККО) для обязательной /поощрительной сортировки на базе единства агрегатного состояния и способов дальнейшей переработки (например, обрезки каменной ваты и стекловаты выделить как отдельный класс отходов строительства и ремонта и осуществлять их совместный сбор на строительной площадке; остатки древесины совместно с деревянными паллетами и т.п.).
4.1
4.1
Предусмотреть механизм предоставления земельных участков для создания объектов, обезвреживания, утилизации отходов строительства и сноса на льготных условиях
Цель – снижение финансовой нагрузки на бизнес. Процесс создания площадки обработки и утилизации отходов строительства и сноса:
  • Приобретение площадки (50-250 млн) и оборудования (от 100 млн)- 1 месяц;
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение (1-5 млн)- 1 месяц;
  • Обустройство площадки согласно требованиям Роспотребнадзора и Минприроды (от 30 млн) – 1 месяц;
  • Разработка ГЭЭ от 50 млн от 4 месяцев до года, или Лицензионное соглашение на право пользование ГЭЭ от 6 млн в год;
  • Получение лицензии Мин природы от 3 млн, от 1 месяца (Продлять каждые три года);
  • Подача заявления в Мин природы и согласование с администрацией района согласно 134 Постановлению правительства Московской области, от 1 месяца до 1 года (возможен отказ).
4.2
4.2
Внесение изменений в постановление Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» в части дополнения его положениями, в соответствии с которыми реализация проектов (на развитие) жилищного строительства может осуществляться на более выгодных условиях предоставления поддержки при соответствии «зелёным» критериям.
4.3
4.3
Разработка методических рекомендаций по подготовке региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и региональных программ расселения граждан из аварийного жилья с учётом применения принципов экономики замкнутого цикла, а также включение требований по соблюдению этих рекомендаций в правила расходования средств фондов капитального ремонта и в правила предоставления субсидий на реализацию этих программ.
4.4
4.4
Подготовка предложений по субсидированию за счет платежей, полученных за оплату НВОС, производства продукции и материалов с содержанием вторичного сырья в целях нивелирования разницы в себестоимости продукции, произведенной из вторичного сырья и из минерального сырья.
4.5
4.5
Подготовка предложений о субсидировании затрат на доставку отходов или побочных продуктов от образователя/накопителя до завода, осуществляющего непосредственную переработку.
Разработать и выделить тарифные зоны между центрами накопления и подготовки и заводами-потребителями. То есть, на наш взгляд, немаловажной составляющей будет являться стоимость логистики до завода, осуществляющего переработку.

Нахождение завода-потребителя и центра накопления на расстоянии в 100 км друг от друг и 500 км являются совершенно разными составляющими в себестоимости конечного продукта на переработку. На наш взгляд, было был логично рассмотреть выделение тарифных зон, в пределах которых осуществляется определенное субсидирование затрат на перевозку. Это является необходимым элементом экономической модели успешного функционирования модели переработки. Не будем забывать, что для заводапотребителя материал на переработку также должен быть экономически привлекательным. В противном случае мы рискуем получить горы подготовленного и отсортированного материала, который никто не готов будет перерабатывать ввиду явной убыточности модели. Получателем данных субсидий могут быть как региональные операторы (что может быть сразу отражено в цене материала), осуществляющие перевозку, так и заводы-потребители (которые осуществляют доставку своими силами).
4.6
4.6
Внесение изменений в п. 2.9. Методических рекомендаций по благоустройству общественных и дворовых территорий средствами спортивной и детской игровой инфраструктур, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищнокоммунального хозяйства РФ, Министерства спорта РФ от 27 декабря 2019 г. №897/пр/1128, в части включения в деятельность по благоустройству территории разработки порядка демонтажа объектов благоустройства, в том числе резиновых покрытий детских и спортивных площадок, включения обязательного условия об утилизации резиновых покрытий по истечению срока службы.
4.7
4.7
Подготовка предложений по внесению изменений в законодательство о госзакупках в части установления приоритета для субъектов предпринимательской деятельности, имеющих высокий индекс деловой репутации (ЭКГ-рейтинг), включающей оценку экологической ответственности.
5
5
Просвещение и популяризация.
Проведение и поддержка отраслевых мероприятий, направленных на демонстрации, продвижения и популяризации современных технологических решений в области демонтажа, рециклинга и производства строительных материалов и изделий из вторичного сырья.
26 июня Ассоциация НАДО организует единственное в России мероприятие по демонстрации технологий в сфере демонтажа, обработки и утилизации (переработки) отходов строительства и сноса, производства стройматериалов из вторичного сырья – «День Демонтажника».

В рамках «Дня Демонтажника» запланированы:

  • Выставка достижений в области экономики замкнутого цикла – демонстрация строительной продукции из вторичного сырья;
  • Круглый стол, посвященный особенностям производства и применения строительных материалов и изделий из вторичного сырья в строительной отрасли.
  • Живая демонстрация технологий и оборудования по переработке отходов строительства и сноса;
  • Тест-драйв спецтехники и обучающие семинары для механиков и операторов спецтехники и оборудования; • Профориентационное событие для студентов; • Соревнования по алмазной резке и сверлению железобетонных конструкций;
  • Обед, развлекательная программа для участников, закрытый ужин для членов и партнеров Ассоциации.
5
5
Просвещение и популяризация.
Проведение и поддержка отраслевых мероприятий, направленных на демонстрации, продвижения и популяризации современных технологических решений в области демонтажа, рециклинга и производства строительных материалов и изделий из вторичного сырья.
26 июня Ассоциация НАДО организует единственное в России мероприятие по демонстрации технологий в сфере демонтажа, обработки и утилизации (переработки) отходов строительства и сноса, производства стройматериалов из вторичного сырья – «День Демонтажника».

В рамках «Дня Демонтажника» запланированы:

  • Выставка достижений в области экономики замкнутого цикла – демонстрация строительной продукции из вторичного сырья;
  • Круглый стол, посвященный особенностям производства и применения строительных материалов и изделий из вторичного сырья в строительной отрасли.
  • Живая демонстрация технологий и оборудования по переработке отходов строительства и сноса;
  • Тест-драйв спецтехники и обучающие семинары для механиков и операторов спецтехники и оборудования; • Профориентационное событие для студентов; • Соревнования по алмазной резке и сверлению железобетонных конструкций;
  • Обед, развлекательная программа для участников, закрытый ужин для членов и партнеров Ассоциации.
6
6
Пилотные проекты.
6.1
6.1
Реализация пилотного проекта в одном из регионов РФ по применению вторичного сырья - золошлаковых материалов в строительстве и производстве строительных материалов в целях достижения целевого показателя Федерального проекта «Экономика замкнутого цикла».
Получатели предложения: Минприроды России, Минстрой России, Минэкономразвития России, Минпромторг России, ФАС России, Росприроднадзор, ФАУ «Главгосэкспертиза», ППК «РЭО», Правительство РФ.
Учитывая накопленный опыт применения ЗШМ и законодательно складывающиеся предпосылки по применению вторичного сырья, просим поддержать инициативу ЭН+ по созданию пилотного региона ("байкальский" эксперимент по экономике без потерь по типу «сахалинского» эксперимента по климату) на территории, например, Иркутской области и Республики Бурятия, где предлагаем провести эксперимент по реализации экономики замкнутого цикла с упором на отходы энергетики, промышленности и строительства, в ходе которого целевой показатель Федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» может быть достигнут с опережением срока за счёт применения вторичного сырья - золошлаковых материалов в строительстве и производстве строительных материалов.
6.2
6.2
Реализация пилотного проекта по производству продукции изоляционных строительных материалов из вторичного сырья в республике Татарстан.

Продолжительность 1-2 года.

Цель - обкатка всех предложенных изменений, направленных на увеличение переработки. Далее на основе результатов пилотного проекта осуществить оценку результативности, необходимости внесения изменений и рассмотреть возможность о распространении положительного опыта на другие регионы.
Суть пилотного проекта.
  1. Делать в регионе, где есть заводы по производству стройматериалов. Только так можно обеспечить транспортировку отходов/сырья со стройплощадок к производителю, пока нет системы перегерузочных/сортировочных площадок. Предложение - Татарстан. Там 2 завода. Один Роквул, второй – Технониколь.
  2. Связка с Минсельхоз. Потому что большой объем сырья пригодного для производства изоляционных материалов, образуется от агроотходов – субстраты.
  3. Татарстан – хороший выбор для пилотного региона по политическим причинам и с точки зрения PR составляющей. Необходима связка Минстрой – Минсельхоз – Правительство Татарстана.

Необходимо требование/настоятельная рекомендации в регионе сортировать отдельно изоляционные материалы на строй/демонтажных площадках и везти их и агросубстраты не на полигоны, а на заводы Роквул и Технониколь.
СОТРУДНИЧЕСТВО
Приглашаем и дальше взаимодействовать в режиме реального времени.
  • Коваленко Мария Александровна
    Сударикова
    Елена Валерьевна
    Директор Ассоциации «ЭКОпрофессионал», руководитель проектов Центра компетенций по устойчивому развитию РЭУ им. Г.В. Плеханова.​

    к.п.н.
    По вопросам реализации плана мероприятий резолюции Конференции.
  • Коваленко Мария Александровна
    Коваленко
    Мария Александровна
    Руководитель проектов Центра компетенций по устойчивому развитию РЭУ им. Г.В. Плеханова, Государственный советник Российской Федерации 3 класса.
    По вопросам участия разработки плана мероприятий резолюции Конференции.
ОРГАНИЗАЦИИ И ПАРТНЁРЫ
СОдействие, поддержка и информационное сопровождение.
РЭУ имени Г.В. Плеханова
Ведущее экономическое высшее учебное заведение РФ.
Организация и предоставление площадки.
Деловая Россия
Общероссийская общественная организация, основанная в 2001 году для объединения российских предпринимателей, работающих в несырьевом, перерабатывающем секторе экономики.
Поддержка мероприятия.
Совет ТППР РФ по развитию экономики замкнутого цикла и экологии.
Осуществление деятельности по решению вопросов, находящихся на стыке предпринимательской деятельности и экологии.
Соорганизатор заседания.
Ассоциация «ЭКОпрофессионал»
Организация по содействию внедрения экологических и климатических инноваций в деятельность организаций, а также осуществление экопросветительской деятельности.
Соорганизатор мероприятия.
Совет по экологическому строительству.
Ассоциация, деятельность которой направлена на развитие и внедрение новейших технологий в области экологического строительства на территории России.
Организатор заседания.
Национальная Ассоциация Демонтажных Организаций
Единственная общественная структура в России, объединяющая профессионалов демонтажной отрасли, созданная в 2020 году.
Информационная поддержка мероприятия.
ППК РЭО
Публично-правовая компания, следящая за эффективным и законным обращением с твёрдыми коммунальными отходами в России.
Поддержка мероприятия.
Учебный центр ФАУ РосКапСтрой
Учреждение дополнительного профессионального образования и профессионального обучения в сфере градостроительства, строительства, ЖКХ и сохранения объектов культурного наследия.
Информационная поддержка мероприятия.
Телеграм-канал "ЭКОЛОГИЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ"
Самая известная и большая афиша России в сфере Устойчивого развития.
Информационная поддержка мероприятия.
Александр Люкшин
Личный блог эколидера, федерального эксперта, организатора экопроектов, а также консультанта по экологии и устойчивому развитию.
Информационная поддержка мероприятия.
Блог "Экология жизни"
Всё самое важное и актуальное об экологии.
Информационная поддержка мероприятия.
SILI ecoengineering
Российская цифровая библиотека экоинноваций и экоорганизаций.
Оформление и заполнение сайта мероприятия.
Сетевое издание «РБК»
Один из крупнейших мультимедийных холдингов России.
Информационная поддержка мероприятия.
Московский комсомолец
Советская и российская ежедневная общественно-политическая газета.
Информационная поддержка мероприятия.
Росмолодёжь
Федеральный орган исполнительной власти в России, который занимается реализацией государственной молодёжной политики.
Соорганизатор проведения заседания.
Business FM
Первая деловая радиостанция в России.
Информационная поддержка мероприятия.
E.Events
Агентство бизнес-событий для участников строительной отрасли.
Информационная поддержка мероприятия.
Ассоциация "Ресурс"
Объединение отраслевых организаций в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе твёрдыми коммунальными отходами.
Информационная поддержка мероприятия.
ИД «Экономическая газета»
Многопрофильный холдинг, осуществляющий издательский бизнес, научная деятельность, консультационные услуги, образовательная деятельность.
Информационная поддержка заседания.
Международная молодежная школа «ЭКОПОЛИС»
Проект направлен на решение просветительских и образовательных задач национального проекта «Экология».
Информационная поддержка заседания.
Телеграм-канал "Эко-law-гия"
Освещение развития судебной практики, теории, анонсов мероприятий, историй опыта специалистов по теме сточных вод и отходов, а также экономики природопользования и ЭЗЦ.
Информационная поддержка мероприятия.
Место разработки резолюции.
Россия, г. Москва, Большая Серпуховская улица, 11.

Корпус цифровых информационных технологий имени А.С. Вишнякова РЭУ имени Г.В. Плеханова.